12-09-2020

Как не надо лечить миому?

Какие препараты и методы не оказывают выраженного эффекта на миому матки?

• Гормональные контрацептивы. Они не лечат миому матки и не останавливают рост узлов. Есть данные, что длительный прием гормональных контрацептивов может на 27% снизить риск образования миомы. То есть это, скорее, профилактическая, а не лечебная мера.

• Внутриматочная система «Мирена». После установки «Мирены» в полость матки постепенно (в течение 5 лет) высвобождается гормональный препарат левоноргестрел. В результате эндометрий (внутренний слизистый слой матки) истончается и обеспечивается контрацептивный эффект. При этом на рост узлов «Мирена» никак не влияет. Единственное, установка этой системы (как и прием КОК) помогает устранить обильные менструальные кровотечения – основой симптом миомы.

• Агонисты ГнРГ («Золадекс», «Бусерелин», «Диферелин»и т.д.) вводят женщину в искусственную менопаузу. На фоне их приема прекращается работа яичников и снижается выработка половых гормонов. В результате размеры матки и миоматозных узлов уменьшаются. Но проблема в том, что лечение такими препаратами сопровождается тяжелыми побочными эффектами. К тому же, эффект от их приема временный. После восстановления менструального цикла размеры миоматозных узлов становятся такими, какими были до лечения. А нередко узлы начинают расти еще активнее. В настоящее время агонисты ГнРГ не рекомендуются для лечения миомы матки.

• ФУЗ аблация. Суть метода состоит в «выпаривании» миоматозного узла фокусированным ультразвуком (ФУЗ) под контролем МРТ. Ультразвуковые волны локально воздействуют на патологические ткани, расплавляя их. Когда ФУЗ аблация только появилась, врачи возлагали на нее большие надежды. Однако при дальнейшем использовании метода оказалось, что далеко не все миоматозные узлы чувствительны к ультразвуку. Да и эффект после такого лечения чаще всего был временным: расплавленный узел снова начинал расти. Поэтому от ФУЗ аблации постепенно отказались. В нашей стране есть крупные федеральные клиники, в которых еще применяют этот метод. На него даже выделяют квоты. Однако в большинстве случаев такое лечение неэффективно.

READ  Лечение рака шейки матки методом лучевой терапии: отзывы, последствия

Список литературы:

1. Савицкий Г. А., Иванова Р. Д., Свечникова Ф. А. Роль локальной гипергормонемии в патогенезе темпа прироста массы опухолевых узлов при миоме матки //Акушерство и гинекология. – 1983. – Т. 4. – С. 13-16.
  2. Сидорова И.С. Миома матки (современные аспекты этиологии, патогенеза, классификации и профилактики). В кн.: Миома матки. Под ред. И.С. Сидоровой. М: МИА 2003; 5—66.
  3. Мериакри А.В. Эпидемиология и патогенез миомы матки. Сиб мед журн 1998; 2: 8—13.
  4. Бобров Б.Ю. Эмболизация маточных артерий в лечении миомы матки. Современное состояние вопроса // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. №2. С. 100-125
  5. Б. Ю. Бобров, С. А. Капранов, В. Г. Бреусенко и др. Эмболизация маточных артерий: современный взгляд на проблему. «Диагностическая и интервенционная радиология» том 1 № 2 / 2007

Эмболизация маточных артерий (ЭМА)

Эмболизация маточных артерий, являющаяся на сегодняшний день альтернативой оперативному лечению миомы матки, представляет собой современную малоинвазивную процедуру, популярность которой постоянно растет.

Суть ЭМА заключается во введении тонкого катетера в бедренную и маточные артерии, снабжающие миоматозный узел кровью, через небольшой прокол в паху. Процедура выполняется с применением местной анестезии, под контролем рентгенотелевидения, таким образом сосуды и катетер визуализируются на мониторе.

В результате происходит гибель миоматозного узла, уменьшение его размеров и замещение соединительной тканью. Использование для ЭМА современного эмболизирующего препарата гарантирует отсутствие аллергических и воспалительных реакций.

Преимущества эмболизации маточных артерий (ЭМА)

ЭМА обладает рядом весомых преимуществ перед хирургическими методами лечения миомы матки:

• отсутствие рисков, которые сопровождают любое хирургическое вмешательство и наркоз;
  • небольшая продолжительность процедуры (чаще всего, не более 20 минут). Пациентка выписывается из стационара уже на вторые-третьи сутки;
  • сохранение матки;
  • значительно более короткий восстановительный период.
READ  Траволечение

Недостатки эмболизации маточных артерий (ЭМА)

У ЭМА немного недостатков, и все они имеют достаточно условный характер:

• процедура показана не всем женщинам – в некоторых случаях данный метод бывает избыточным, или, наоборот, болезнь слишком запущена и проведение ЭМА не оправдает надежд;
  • в ходе ЭМА миома не удаляется. Происходит гибель миоматозного узла, который остается в полости матки. Однако это уже не сама миома – мышечная ткань опухоли замещается соединительной тканью, которая отделена от здоровых тканей капсулой. Пациентка выздоравливает, но её может беспокоить осознание присутствия в матке «чего-то постороннего».

Показания к эмболизации маточных артерий

Проведение ЭМА показано при следующих состояниях:

• обильные менструации, симптомы сдавления органов малого таза;
  • интенсивный рост миомы, зафиксированный посредством двух-трех УЗИ;
  • планирование беременности в ближайшем будущем или отдаленной перспективе – риски рецидивов миомы после ЭМА отсутствуют (что часто случается после миомэктомии);
  • невозможность или нецелесообразность лечения миомы хирургическими методами (ввиду технических препятствий к выполнению миомэктомии и наличия риска нанесения матке большого вреда).

Эмболизация маточных артерий является абсолютно безопасной и безболезненной процедурой, на практике, доказавшей свою широкую популярность. Согласно отзывам врачей и пациенток, рецидивы миомы после ЭМА отсутствуют, а сохранение целостности матки оставляет женщинам шанс выполнить свою детородную функцию.

Уточнить информацию о стоимости ЭМА, узнать детали выполнения проведения эмболизации маточных артерий и записаться на консультацию к ведущим специалистам – эндоваскулярному хирургу, кандидату медицинских наук Боброву Б.Ю. или врачу-гинекологу, кандидату медицинских наук Лубнину Д.М. можно связавшись с нашим координатором.

Список литературы:

1. Сидорова И.С. Миома матки (современные аспекты этиологии, патогенеза, классификации и профилактики). В кн.: Миома матки. Под ред. И.С. Сидоровой. М: МИА 2003; 5—66.
  2. Андроутопулос Г., Декавалас Г. Последние достижения в лечении миомы матки. Перевод с англ. Н. Д. Фирсовой (2018).
  3. Савицкий Г. А., Иванова Р. Д., Свечникова Ф. А. Роль локальной гипергормонемии в патогенезе темпа прироста массы опухолевых узлов при миоме матки //Акушерство и гинекология. – 1983. – Т. 4. – С. 13-16.
  4. Кулаков В.И., Адамян JI.B. Современные технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний. // Современные технологии в диагностике и лечении гинекологических заболеваний.- М., 2004. — 3-19 с.