При каких размерах миомы матки делают операцию

19-09-2020

Хирургическое лечение

Так как раньше миому матки считали опухолью (пусть и доброкачественной), то и боролись с ней радикально. Зачастую врачи сразу предлагали женщинам удалить матку. «Не планируете больше беременеть? Тогда зачем вам этот мешок с узлами?». Раньше услышать такое от врачей можно было часто. А если так говорит современный гинеколог — от него лучше держаться подальше. Операция хирургического удаления матки (гистерэктомия) — крайняя мера, она допустима, когда по-другому уже совсем нельзя.

Матка нужна не только для вынашивания потомства. Этот орган выполняет в женском организме и другие важные функции. После удаления матки развивается постгистерэктомический синдром, он грозит серьезными осложнениями.

Другой вариант хирургического вмешательства — миомэктомия. Во время операции хирург удаляет только миому, матка остается на месте, и женщина может в будущем забеременеть. Провести хирургическое вмешательство можно разными способами: через разрез, прокол (лапароскопически), с помощью роботизированных установок, без разреза через влагалище.

Влияние миомы на беременность

Бесплодие и небольшое образование друг с другом не связаны, но есть определённые факторы, способные вызвать эту патологию:

• поликистоз яичников;
  • гиперплазия эндометрия;
  • длительное воспаление половых органов;
  • эндометриоз.

Одиночная миома тела матки малых размеров не влияет на течение беременности, за исключением тех случаев, в которых плод присоединяется в то место, где образовался узел миомы. Под действием гормонов опухоль начинает увеличиваться в размерах, что может привести к гибели эмбриона или отслойки плаценты. Перед тем, как начать планировать беременность необходимо вылечить заболевание, так как у женщин, имеющих миому матки, могут возникнуть сложности с зачатием. Большие и малые множественные узлы вызывают деформацию детородного органа, нарушают его кровообращение. Узлы огромных размеров приводят к деформации эмбриона, плод начинает отставать в развитии. На протяжении всей беременности женщина, имеющая миому небольшую, должна быть под присмотром специалиста.

Лечение субмукозной лейомиомы у женщин, планирующих беременность

Наиболее безопасным и эффективным способом лечения субмукозной миомы, по мнению акушера-гинеколога, куратора направления лечения миомы матки Европейской клиники, к.м.н. Лубнина Д.М., в современной гинекологии является эмболизация маточных артерий.

В некоторых случаях после ЭМА субмукозные узлы, подверженные начавшемуся в них фиброзу, теряют связь со стенкой матки, выталкиваются из её полости и спустя некоторое время выходят, т.е. рождаются.

READ  Образ жизни после эндопротезирования тазобедренного сустава

Эмболизация маточных артерий считается уникальным методом, после проведения которого не требуется дополнительная терапия, за исключением случаев, когда метод используется как один из компонентов комплексного лечения.

Благодаря ЭМА узлы фактически перестают быть миомой, необратимо уменьшаются в размерах. По статистики у 98% пациенток исчезают компрессионные симптомы — учащенное мочеиспускание и дефекация в связи со сдавлением увеличенной маткой соседних органов. Некоторая часть узлов в результате лечения самостоятельно выходит через шейку матки.

Для получения консультации необходимо записаться на приём к врачу. В клиниках лечения миомы применяют современные технологии, которые помогут женщине в быстрые сроки избавиться от такого заболевания как субмукозная лейомиома. Экспертный совет клиники применяет индивидуальный подход к каждой пациентке, что повышает шансы на выздоровление.

Список литературы:

1. Савицкий Г. А., Иванова Р. Д., Свечникова Ф. А. Роль локальной гипергормонемии в патогенезе темпа прироста массы опухолевых узлов при миоме матки //Акушерство и гинекология. – 1983. – Т. 4. – С. 13-16.
  2. Сидорова И.С. Миома матки (современные аспекты этиологии, патогенеза, классификации и профилактики). В кн.: Миома матки. Под ред. И.С. Сидоровой. М: МИА 2003; 5—66.
  3. Мериакри А.В. Эпидемиология и патогенез миомы матки. Сиб мед журн 1998; 2: 8—13.
  4. Бобров Б.Ю. Эмболизация маточных артерий в лечении миомы матки. Современное состояние вопроса // Журнал акушерства и женских болезней. 2010. №2. С. 100-125
  5. Б. Ю. Бобров, С. А. Капранов, В. Г. Бреусенко и др. Эмболизация маточных артерий: современный взгляд на проблему. «Диагностическая и интервенционная радиология» том 1 № 2 / 2007

Показания к операции при миоме

На практике случаи бывают разные, но обязательному иссечению подлежат крупные новообразования. Показания к операции при миоме матки озвучивает врач. Мелкие кисты оставляет под наблюдением, пациентка состоит на учете у гинеколога. Ответ на главный вопрос, нужно ли удалять миому матки, зависит от размера новообразования и особенностей роста. Если развивается миома матки — размеры для операции определяют клиническую картину:

• выраженный болевой синдром;
  • обильные менструации разной этиологии;
  • маточные кровотечения;
  • некроз узла миоматозного;
  • субсерозная и субмукозная миома на ножке,
  • перекручивание длинной ножки узла;
  • деформация органа или группы соседних органов;
  • интрамуральная миома;
  • не вынашивание беременности, бесплодие;
  • нарушение функций соседних органов, например, непроходимость кишечника;
  • появление симптомов и признаков перерождения в рак.
READ  Что такое внутренний эндометриоз у женщин и как его вылечить?

Операция миомы 8-9 недель

Если опухоль приобрела характеристику средней стадии, при этом продолжает расти, врачи рекомендуют хирургическое вмешательство. Оптимальный вариант операции миомы в 8-9 недель — лапароскопическая миомэктомия, которая предусматривает удаление через небольшие проколы на брюшной стенке. Шрамы на коже не остаются, однако после такого хирургического вмешательства женщина нуждается в двухнедельной реабилитации.

Таким хирургическим методом уместно безопасное удаление 3-4 патогенных узелков совместным диаметром не более 1,5 см. При труднодоступных узлах, в осложненных клинических картинах и при крупных образованиях лучше выбирать другой метод лечения, который уже подразумевает выполнение разрезов, доступ к очагу патологии через влагалище. Альтернативной является гистероскопия, которая больше считается диагностической процедурой.

Операция миомы 10 недель

Если развивается средняя фибромиома, при этом не исключено нарушение функционирования мочевого пузыря, врачами рекомендована лапаротомия. Это серьезная операция, уместная при крупной миоме, соответствующей акушерскому сроку 12-15 недель беременности. Хирургические манипуляции выполняются через разрез передней стенки брюшины. Проведение операции уместно, если УЗИ показывает деформацию маточного тела на фоне патогенного роста доброкачественного новообразования. Затягивать с процедурой опасно. Операция миомы 10 недель требует длительной реабилитации.

Операция миомы 12 недель

Если опухоль имеет большие габариты и растет, действовать важно незамедлительно. При наличии одного узла в шейке, передней или задней стенке маточного тела рекомендовано проведение гистерэктомии

Этот радикальный метод лечения предусматривает полное удаление детородного органа. Такая операция миомы при 12 недель проводится, если другие методы лечения не подходят либо являются неэффективными. В осложненных клинических картинах врачи не исключают проведение полостной операции при солидных размерах очага патологии.

Виды хирургических операций по удалению миомы

Прежде чем ответить на вопрос, при каких размерах миомы матки делают операцию, стоит подробнее рассмотреть наиболее применяемые техники хирургического вмешательства. Операции по удалению миомы разделяются на традиционные полостные вмешательства и инструментальные методы. К полостным относятся:

READ  Как подготовиться к удалению полипа в матке методом гистероскопии и восстановление после гистерорезектоскопии цервикального канала

• миомэктомия – иссечение наружных миоматозных узлов с внешней оболочки матки путем резекции брюшной стенки;
  • гистерэктомия – радикальное удаление миомы вместе с маткой через разрез брюшины.

Оба метода травматичны, требуют подготовки и продолжительной послеоперационной реабилитации. Их применяют, если требуется операция по удалению миомы больших размеров.

Менее травматичными выступают инструментальные хирургические методы:

• лапаромиомэктомия – способ удаления субсерозных миоматозных узлов с помощью специального оборудования лапароскопа и газовой трубки, вводимых в брюшную полость через небольшие надрезы;
  • лазерное удаление – современных технологический метод прижигания миомы лазерным лучом используется при малых размерах узлов;
  • гистероскопический метод – удаление субмукозной внутриполостной миомы путем введения гистероскопа в матку через влагалище и шейку матки.

Внешние повреждения при этих операциях не так значительны, как при полостных методах, но на матке все равно остаются рубцы, а в тканях миометрия сохраняются зачатки миоматозных узлов. Это означает, что при наличии факторов риска есть угроза развития рецидива миомы матки. Размеры для операции цена – вопрос, интересующий многих. Стоимость операции зависит от метода, объема хирургического вмешательства, необходимости использования специального оборудования, квалификации специалистов, стационарного лечения.

Сейчас в клинической практике применяются более эффективный и безопасный способ избавления от миомы – эмболизация маточных артерий (ЭМА). Наши врачи рекомендуют не торопиться с согласием на операцию, если к этому нет критических показаний. После эмболизации перекрывается доступ кислорода и питательных веществ к новообразованиям, что приводит к их уменьшению и замещению соединительной тканью.